Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей
18 октября 2018
В нашем детском саду МАУДО «Детский сад №8» прошло родительское собрание (для родителей подготовительной группы) на тему: «Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей»
Цель: Ознакомить родителей с результатами диагностики речевого развития детей.
Задачи:
- Рассказать, что изучает логопедия, чем занимается логопед
- Ознакомить родителей с результатами обследования речи детей
- Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей
Содержание
- Логопедия– это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Специалист соответственно занимается коррекцией или воспитанием речи.
В логопедических подгруппах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие фоентико – фонематического недоразвития речи;
- развитие слоговой структуры слова;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических подгруппах в форме индивидуальных занятий со всеми детьми.
Структура логопедического занятия всегда одна и включает следующие этапы:
-проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, выработка правильного речевого выдоха и работа со звуком. Однако обследовав детей и выявив индивидуальные особенности каждого ребенка, структура занятия может меняться и роль каждого этапа увеличивается или уменьшается в особенности от типа нарушения.
- Остановимся более подробно на проведенном обследовании.
В сентябре было проведено речевое обследование детей. Таким образом, мной были обследованы дети: по звукопроизношению; слоговой структуре слова; фонематическим представлениям; грамматическому строю речи; лексическому запасу; пониманию обращённой речи; связной речи. По методике О.И. Крупенчук. Приблизительные результаты диагностики по количеству баллов:
1 - 3 балла (1 – й, реже 3 – й раздел) – НПОЗ (нарушение произношения одной группы звуков);
4 – 6 баллов (1 – й и 3 – й разделы) – ФФНР (фонетико фонематическое недоразвитие речи);
7 – 12 баллов – ОНР 4ур (общее нарушение речи);
13 – 18 баллов – ОНР 3ур;
19 – 24 балла – ОНР 2ур;
25 – 28 баллов – ОНР 1ур.
Следует отметить, что у детей имеются нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Так же у детей выявлено нарушение всех сторон речи. У детей наблюдаются такие особенности речи, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ. Хотя в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный.
- Нарушение звукопроизношения имеет свои особенности и, с ним ведется тщательная работа по развитию мимической мускулатуры и выработке правильного речевого дыхания.
- Учите своего ребенка завязывать шнурки, делать бантики, застегивать пуговицы. Потому что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи вашего ребенка.
- Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.